ОПТИМАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
§ 7.1. СТРУКТУРА ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ
На различных этапах жизненного цикла ЛК, описанного в §1.3, возникают и решаются задачи оптимизации его программы эксплуатации. Так, при разработке ТТ необходимо качественно разработать общий характер системы эксплуатации ЛК и найти оптимальные по какому-либо критерию значения наиболее общих показателей системы эксплуатации (например, показателей надежности ЛК). На этапе проектирования более качественно разрабатывают структуру системы эксплуатации ЛК и на этой основе количественно описывают и оптимизируют ее характеристики (например, периодичность и виды технического обслуживания, средства и методы восстановления готовности и т. д.). В этот же период разрабатывают технологию и организацию основных эксплуатационных процессов, проводимых на ЛК. Программу эксплуатации ЛК закрепляют в комплекте эксплуатационной документации.
Часть вопросов построения оптимальной системы эксплуатации может быть решена только при анализе создаваемой системы ЛК (например, планирование различных видов технического обслуживания ЛК, создание складов ЗИП и ремонтных органов и т. последовательно, на базе оптимальной программы эксплуатации одного типа ЛК и принятой структуры системы ЛК можно оптимизировать программу эксплуатации системы ЛК.
На этапах производства и эксплуатации системы ЛК возникают задачи оперативного управления этими процессами. Следовательно, для этапа ввода в эксплуатацию отдельных ЛК и эксплуатации системы ЛК должна быть найдена оптимальная по какому-либо критерию программа оперативного управления процессами ввода в эксплуатацию и эксплуатации системы ЛК, на основе которой будут построены процессы оперативного управления вводом ЛК в эксплуатацию, приведением их в готовность к применению, поддержанием в этой готовности, применением по назначению, пополнением системы новыми ЛК или ЛА.
Таким образом можно выделить следующие задачи: оптимизацию
программы эксплуатации летательного комплекса; оптимизацию программы эксплуатации системы ЛК; оптимизацию программы оперативного управления эксплуатацией системы ЛК — При решении этих задаv организуют оптимальное оперативное управление эксплуатацией системы ЛК на базе его автоматизации.
Перечисленные выше частные задачи оптимизации могут быть объединены в одну общую, глобальную задачу оптимизации всей системы эксплуатации ЛК. Однако опыт решения подобных задач показывает, что, несмотря на кажущуюся строгость и общность постановок, результаты решения получаются неудовлетворительными, так как к ряду параметров критериальные функции и функции ограничений оказываются нечувствительными, т. е. эти параметры можно назначать произвольно.
Следовательно, необходимо четко определять уровни оптимизируемых параметров системы эксплуатации ЛК, подбирать чувствительные к ним критерии и ограничения, а общую постановку задачи оптимизации всех параметров системы эксплуатации заменять серией иерархически связанных частных задач оптимизации.
Прежде чем приступить к постановке задач, проследим характерную последовательность решения любой задачи оптимизации, которая должна включать в себя следующие этапы:
1) словесное (вербальное) описание технической задачи с уяснением цели решения и на этой основе выбором оптимизируемых параметров (вектора X);
2) словесное определение критерия оптимизации и аналитическое описание критериальной функции ЦХ) через оптимизируемые параметры;
3) словесное определение ограничений, накладываемых на вектор X оптимизируемых параметров, или каких-либо функции ограничений G(x> от этих параметров;
4) словесная и математическая постановка задачи оптимизации;
5) анализ класса задачи оптимизации и выбор метода ее решения;
6) уточнение, упрощение или видоизменение постановки задачи, при которых обеспечивается ее решение известным или разработанным методом при имеющихся исходных данных;
7) разработка (использование известных) алгоритмов решения задачи и программы счета (при применении ЭВМ);
8) решение задачи при выбранных исходных данных по принятому алгоритму и программе;
л
9) анализ полученных оптимальных значений X вектора X и ожидаемых результатов решения описанной словесно технической задачи.
При правдоподобных (качественно верных) результатах решения задачи процесс завершается, а если полученное решение по каким — либо соображениям не удовлетворяет исследователя, то действия на всех этапах можно повторно проанализировать, меняя постановку и алгоритм решения задачи.
Среди перечисленных выше пунктов только пятый и седьмой требуют специальных математических знаний, и при их выполнении мож
но прибегнуть к помощи математика. Однако ни один математик не может заменить специалиста-исследователя при доведении задачи от словесного описания до математической постановки, поэтому первые четыре этапа являются определяющими.
При математической постановке задач оптимизации важен правильный выбор того или иного критерия. Сейчас появляются работы по методам решения многокритериальных задач (см. [50]), однако подавляющее число технических задач оптимизации реально решаются как однокритериальные. В случае необходимости одну из функций ограничений принимают в качестве критериальной, а критериальную рассматривают как ограничение и находят новое оптимальное решение по другому критерию.
Качественный и количественный анализ нескольких оптимальных решений при использовании разных критериев позволяет избежать постановки многокритериальных задач, методы решения которых разработаны слабо.
При синтезе оптимальных систем в качестве наиболее общих критериев обычно используют показатели эффективности W, экономичности С и временные показатели Т функционирования системы. Именно такие показатели системы эксплуатации ЛК были введены в гл. 3 и 6.
С учетом этого рассмотрим далее один из возможных вариантов иерархической структуры задач оптимизации параметров системы эксплуатации ЛК.
В § 1.5 (см. рис. 1.3) описана система эксплуатации ЛК — Состояния системы (вектор X) при заданных входах (вектор U) и ограничениях (О) были связаны с выходами системы (Y).
Наиболее общие показатели системы эксплуатации ЛК, введенные в гл. 3, являются ее выходами, требуемые значения которых могут быть найдены только при анализе общей системы, описывающей создание и эксплуатацию системы ЛК — Поэтому первая, наиболее высокая по иерархическому уровню, задача оптимизации программы эксплуатации ЛК — задача определения оптимальных по некоторому критерию требуемых значений выходных характеристик системы эксплуатации ЛК.
Таким образом, вектор оптимизируемых параметров
Y = {P(tc), Кт.„, Р(тл. с), Р(тв), Р(тпл),
Р(тпм), Р(т,), Рж, /?в, о, N, Тг, Рб. г} (7.1)
— вектор выходных показателей системы эксплуатации ЛК, который наиболее полно представлен в зависимости (6.41).
Введем обозначение
У і = {Р(ТС). Кт. и. Р(‘Гл. с). Р(Т„), р(тпл).
Р(Тпм). Р(Ха). РЖ. Яа. О, Щ. (7-2)
Г
Выберем в качестве критерия оптимизации минимум суммарных затрат CN — CnN на создание и эксплуатацию системы ЛК, включающей в себя N ПУ [см. (6.2), (6.3) и (6.41)], т. е. критериальная функция
Легко заметить, что абсолютный минимум положительной функции затрат CN( Y) равен нулю, т. е. в том случае, когда систему ЛК не создают и не эксплуатируют. Поэтому в постановку задачи следует включить существенное ограничение на величину показателя эффективности применения ЛА данной системы ЛК. В качестве такого показателя введем произведение вероятности W выполнения одной задачи при пуске одного ЛА на число N ЛА в системе, т. е. математическое ожидание числа выполненных системой задач при одном пуске всех ЛА:
Wn = WN>WNtр,
где W определяется выражениями (3.3) и (3.6); WNтр — требуемое значение величины WN.
Сравнивая составляющие выражений (3.3) и (3.6) с вектором Y (7.1), заметим, что в ограничение (7.4) не вхоДят показатели Тг, Рб-Г, т. е. с учетом (7.2) имеем
WN = WN (Yj).
Следовательно, при принятой критериальной функции для получения нетривиального решения (оптимальные значения Тг, Р0.г не равны нулю) необходимо ввести дополнительные ограничения:
(7.6)
(7.6) где Тг. тр, Рб. г.тр — требуемые значения соответствующих показателей.
В рассматриваемую задачу можно ввести также ограничения на сроки проектирования Tllf> и создания Тс системы ЛК, включающей N ЛА, функции которых по смыслу будут зависеть от вектора (7.1):
(7.8)
(7.7) где ТпР. доп * Т’с. доп — допустимые продолжительности проектирования и создания системы ЛК-
Сформулируем постановку задачи: найти такие значения выходных характеристик системы эксплуатации ЛК, при которых срок ее создания (проектирования) был бы не более требуемого, а эффективность применения системы ЛК, срок гарантийной ее эксплуатации и вероятность безопасной эксплуатации за срок гарантии были бы не менее требуемых при минимальных расходах на создание и эксплуатацию такой системы в течение всего срока гарантии.
В общем виде математическую постановку этой задачи можно представить следующей записью:
(7.10)
В (7.10) не указано, что все составляющие вектора — положительные величины, так как функциональные зависимости представлены в общем виде.
Заметим, что в (7.10) легко можно поменять местами критериальную функцию CN и функцию ограничений WN’.
= шах; Сд — (Y) ^ ^ЛДоп > ТС(У) ^с-Доп’
Тт^> Тг. тр ; Р б. г Р б. г.тр Ї Y = Y ( j).
При этом словесная постановка задачи изменится: найти такие значения выходных характеристик системы эксплуатации ЛК, при которых расходы на ее создание и эксплуатацию, а также срок ее создания были бы не более требуемых, срок гарантийной эксплуатации, вероятность безопасной эксплуатации за срок гарантии были бы не менее требуемых, а показатель эффективности применения системы — максимальным.
Постановки задач (7.10) и (7.11), естественно, не совпадают, и на практике всегда возникают трудности в выборе того или иного критерия. Выбираем в качестве критерия менее существенную характеристику. Поясним это на примере, когда искомый вектор Y представляет собой скаляр, т. е. оптимизируют один показатель у. Такой подход позволит использовать графические иллюстрации.
При постановке задачи функции CN(y), WN(y) известны, и пусть они имеют вид, представленный на рис. 7.1. Заметим, что для большинства составляющих вектора Y функции CN и WN имеют именно такой характер, хотя это не затрагивает общности рассуждений.
Допустим, что весьма важно обеспечить высокую эффективность системы, а величина затрат при этом играет менее важную роль. Тогда, введя ограничение 1^трна величину WN, найдем оптимальное по минимуму стоимости (при выполнении ограничения на показатель
А
эффективности) значение ус. В данном случае стоимость системы минимальна, но этот минимум может быть большим по абсолютному значению, что обеспечивает высокую эффективность. Если бы в качестве критерия взяли максимум показателя эффективности, то можно было бы получить этот максимум при оптимальном значении параметра А
tjw, довольно низком из-за ограничения CNaon на стоимость системы.
Перейдем далее к описанию и постановке второй по иерархическому уровню задачи оптимизации программы эксплуатации системы ЛК.
А
Если найдены требуемые оптимальные значения Y= YTp выходов
системы эксплуатации, то можно искать далее оптимальные значения вектора состояний системы Х(/) как функции времени эксплуатации. В качестве критерия оптимальности может выступать минимум или максимум одного из выходных показателей — одной составляющей вектора Y или ее части (обозначим ее через у 4), т. е.
L [Х(01 = У,[Х(*)] = max (min). (7.12)
Остальные составляющие выступают в качестве ограничений:
Y‘[X(0]>v;p=f, (7.13)
, Л Л
где Ytp = {у%, Уз, } — требуемые значения выходных характеристик системы эксплуатации, найденные при решении задачи (7.10) или (7.11).
Постановку задачи можно сформулироват|> следующим образом: найти такое оптимальное изменение параметров состояния системы эксплуатации во времени, при котором основные выходные показатели системы эксплуатации не хуже требуемых, а один из них или его часть максимален (минимален). В общем виде эту задачу можно в соответствии с (7.12) и (7.13) записать следующим образом:
УіІХ(0І = max(min); Y'[X(01 > Y,’p. (7.14)
При конкретной постановке задачи (7.14) необходимо обеспечить выбор такого критерия ylt который был бы чувствителен к оптимизируемым параметрам. Так, пусть в качестве искомого вектора Х(/) выступают виды ТО ЛК и их периодичность за срок эксплуатации Тт лет.
В этом случае в качестве критериальной функции можно принять расходы Сэ на эксплуатацию системы ЛК в течение Тг лет, а в качестве ограничения —- величину /Ст.„ коэффициента технического использования ЛК или его обобщенный показатель надежности R (3.16). В соответствии с (7.14) при этом получим
СЭ[Х(01 = min; ЯВД) > Riv(t), (7.15)
где Rn)(t) — требуемое изменение значения обобщенного показателя надежности ЛК.
Постановку задачи можно сформулировать следующим образом: найти такие изменения параметров состояния системы эксплуатации во времени (виды и периодичность технического обслуживания ЛК), при которых обобщенный показатель надежности каждого ЛК был бы не хуже требуемого, а суммарная стоимость эксплуатации системы ЛК в течение Тг лет минимальна.
Рассмотрим третью по иерархическому уровню задачу оптимизации системы эксплуатации ЛК. После того как найдены оптимальные из-
л
менения параметров состояния системы эксплуатации (вектор Х(0), их можно рассматривать как критерии и ограничения при определе-
л
нии оптимального вектора Хс,.у(/) параметров Х0.у(/) оперативного
управления системой с целью ее поддержания в состоянии, близком к оптимальному.
Обозначим критериальную функцию по аналогии с (7.14) через
Л Л
Xi, а остальные составляющие вектора Х(/) — через Х'(0- При этом постановка задачи может быть представлена следующими зависимостями:
*|[Х0.т(9] = max (min); X’ [Хо. у(0] » Х;р(*) = X'(t). (7.16)
Для примера конкретизируем постановку задачи (7.16). Пусть в результате решения задачи (7.15) найдена оптимальная периодичность
л
технического обслуживания ЛК тм(£). Определим такие силы, средства и организацию оперативного управления техническим обслуживанием (вектор Хо. у(0), при которых отклонения в периодичности обслуживания не превышают допустимого Дтм(£), а расходы на техническое обслуживание Спэ [см. (6.28)] минимальны. В этих условиях в соответствии с общей постановкой (7.16) и приведенной выше словесной постановкой можно записать:
Сп. э [Хо. т (01 = min; | тм [Х0.у (/)] — тм (/) | < Дтм (t). (7.17)
Анализ трех рассмотренных задач показывает, что в каждой задаче обеспечивается определение параметров примерно одного и того же иерархического уровня, к которым критичны соответствующие целевые функции и функции ограничений. Действительно, в первой задаче определяются такие характеристики, как частные показатели эффективности, надежности, экономичности ЛК, состав системы ЛК, срок ее эксплуатации и т. д.; во второй — виды и периодичность технического обслуживания ЛК для поддержания требуемой эффективности и надежности; в третьей — силы, средства, организация ТО для обеспечения заданной периодичности работ.
В качестве целевых функций в задачах выступали выражения, критичные к оптимизируемым параметрам: в первой — суммарные расходы на создание и эксплуатацию системы; во второй— суммарные расходы только на эксплуатацию; в третьей — расходы на плановое техническое обслуживание ЛК. Наконец, оптимальные параметры, полученные при решении более высокой по уровню задачи, в последующей использовались как ограничения.
Рассмотренный анализ структуры задач оптимизации программы эксплуатации системы ЛК носит принципиальный характер, а постановки задач могут быть заметно изменены при решении конкретных вопросов. Несколько задач оптимизации основных параметров программы эксплуатации ЛК будут подробнее рассмотрены и решены в следующих параграфах этой главы.